Published 12 июня 2025 г. 12:20 by pasha
Российский рынок автокредитования уверенно демонстрирует динамику роста, несмотря на экономическую турбулентность последних лет. Данные за май 2023 года подчеркивают оживление спроса на автомобили, как новые, так и подержанные, а также раскрывают основные тренды в сфере автокредитов. Какие же факторы влияют на текущую ситуацию, и как это может повлиять на рынок в дальнейшем?
Май 2023 года стал особенным месяцем для российского рынка автокредитования. За этот период было выдано почти 75 тысяч автокредитов на общую сумму более 97 млрд рублей, сообщает "Коммерсантъ" со ссылкой на данные Объединенного кредитного бюро (ОКБ). Эти показатели свидетельствуют о значительном восстановлении покупательской активности, особенно в сегменте новых автомобилей, который занял 69% от общего числа кредитов и 70% от их общей стоимости. Интерес к новым машинам заметно вырос по сравнению с предыдущими месяцами – прирост доли составил 5 и 6 процентных пунктов соответственно.
Средняя сумма кредита на покупку нового автомобиля достигла рекордного уровня — более 1,356 млн рублей, что является максимальным показателем с февраля 2022 года. Этот факт демонстрирует не только рост цен на автомобили, но и то, что покупатели все больше склонны выбирать более дорогие и современные модели. Однако, несмотря на возросшие суммы, привлекательные условия кредитования частично смягчают финансовую нагрузку на заемщиков.
Процентные ставки остаются важным фактором для рынка. Средняя ставка кредита на новые автомобили в мае составила 17,17%, что значительно ниже показателя для подержанных авто — 28,38%. Такой контраст объясняется государственной поддержкой программы льготного автокредитования, а также предложениями дилеров и дистрибьюторов, которые компенсируют часть расходов, предлагая дополнительные скидки. По некоторым оценкам, механизм госсубсидий стал ключевым драйвером для оживления продаж в сегменте новых авто. Однако рынок не единодушен в своих оценках. Например, консалтинговая группа Frank RG совместно с аналитическим агентством "Автостат" приводит несколько иную картину. Согласно их исследованию, в мае было выдано около 91 тысячи автокредитов со средней ставкой на новые авто в размере 13,2% и 26,5% на подержанные.
Что все это значит для потребителей и рынка в целом? Во-первых, очевидно смещение фокуса в сторону новых автомобилей. Покупатели ищут способы максимизировать выгоды от государственных программ и дополнительных скидок, что делает новые авто более доступными по сравнению с подержанными транспортными средствами. Во-вторых, рост средней суммы кредита указывает на стремление россиян не только сохранять статус-кво, но и улучшать свой автопарк, несмотря на сложные экономические обстоятельства.
Тем не менее, перед рынком все еще стоят вызовы. Высокие процентные ставки для авто с пробегом могут ограничивать возможность выбора для менее платежеспособных категорий граждан. Кроме того, неопределенность с поставками автомобилей и рост цен на транспортные средства продолжают влиять на общий объем продаж.
Как профессиональный автоджурналист, хочу отметить, что сохраняющаяся высока зависимость автомобильного рынка от льготных программ создаёт некоторую иллюзию стабильного роста. Без этих субсидий рынок мог бы столкнуться с замедлением. Одновременно очевидно, что продавцы и банки готовы адаптироваться к реалиям, предлагая всё более интересные финансовые инструменты для покупателей. Это лишь доказывает, что автокредитование в России продолжает быть стратегическим сегментом экономики, где спрос, несмотря на все сложности, остается высоким.
Иванова 50, Новосибирск, Академгородок.
+7-913-375-46-60> (Будние дни 9.00 - 19.00)