Published 28 апреля 2025 г. 12:20 by pasha
В последние годы мы наблюдаем, как автомобильная индустрия глобально перестраивается в сторону использования электрической тяги. Однако этот процесс идет крайне неоднородно, особенно когда речь заходит о коммерческом транспорте. Недавняя ситуация с калининградской компанией «Автотор» хорошо иллюстрирует сложность перехода на электромобили в сегменте грузовиков в России и поднимает важные вопросы о будущем этого направления.
Калининградский автопроизводитель «Автотор», известный своей многолетней работой на российском рынке, официально начал выпуск электрических грузовиков в 2023 году. Основу линейки составляют модели китайской марки Brock, которые, несмотря на новые технологии и актуальность экологической повестки, не встретили ожидаемого спроса среди покупателей. На недавнем совещании у губернатора Калининградской области старший вице-президент компании, Владимир Кривченко, сообщил: «Честно говоря, ни одного [грузовика] не продали на сегодняшний день». Такие слова звучат тревожно для нового направления автопроизводства, да ещё и в столь перспективной нише.
Электрогрузовики Brock — это современные коммерческие автомобили с грузоподъёмностью около 5 тонн. Тем не менее, цена этих моделей, стартующая от 8,5 миллионов рублей, явно является сдерживающим фактором для отечественного потребителя. Высокая стоимость объясняется не только технологической сложностью, но и необходимостью компенсировать расходы на производство и логистику. При этом надо учитывать специфику российского рынка: транспортный бизнес часто выбирает варианты, которые позволяют оптимизировать затраты здесь и сейчас, а не сомнительные долгосрочные перспективы экономии на топливе.
В свете низкого спроса руководство «Автотора» рассматривает возможность полного отказа от разработки и выпуска электрогрузовиков. Вместо этого компания может сосредоточиться на углублении локализации производства легковых автомобилей. К примеру, в её планах значится освоение литья блоков цилиндров двигателей, что может стать более востребованным и устойчивым направлением.
С точки зрения эксперта, рынок электрогрузовиков в России действительно сталкивается с рядом сложных вызовов. Помимо высокой стоимости, сюда добавляется проблема отсутствия развитой зарядной инфраструктуры. Для грузовиков проблема ещё более острая, так как дальнобойный транспорт требует большей автономности и уверенности в доступности зарядных станций.
Кроме того, вопрос времени и экономической целесообразности остается ключевым. В странах с высокими дотациями на покупку электротранспорта автопроизводители имеют стимул развивать такие модели. В России же стимулы ограничены, что затрудняет популяризацию электрогрузовиков. К этому добавляются бюрократические и логистические сложности, которые тормозят запуск инноваций в реальный сектор.
С другой стороны, нельзя сбрасывать со счетов потенциал этой технологии в ближайшем будущем. Если государство создаст более благоприятные условия для производителей электротранспорта, такие как субсидии для бизнеса и развитие инфраструктуры, то ситуация может измениться. Правда, требуются серьёзные инвестиции и время, чтобы убедить рынок в пользе таких перемен.
Кейс «Автотора» подчёркивает, что нынешние экономические и технологические реалии пока не вполне готовы к массовым изменениям на рынке коммерческих автомобилей. Трудности крайне очевидны: это и реструктуризация производственных мощностей, и проблемы адаптации автомобилей к российским условиям, и низкий интерес со стороны потребителя. Но при этом они дают пищу для размышлений о том, как выстроить стратегию для будущего успеха. Электрогрузовики остаются важным направлением, но их внедрение требует тщательной подготовки, серьёзной поддержки от всех уровней — от бизнеса до государства.
Таким образом, перспективы электрогрузовиков в России пока туманные, но они неизбежно будут обсуждаться и развиваться вместе с изменениями на глобальной автомобильной арене.
Иванова 50, Новосибирск, Академгородок.
+7-913-375-46-60> (Будние дни 9.00 - 19.00)